В Кемеровском областном центре по профилактике и борьбе со СПИД прокомментировали показатели смертности от ВИЧ в Кузбассе
Рост смертности объясняется объективными причинами. Во-первых, это связано с высокой распространенностью ВИЧ-инфекции в Кемеровской области. Несмотря на снижение заболеваемости ВИЧ-инфекцией (2017 — 4610 случаев, 170,0 на 100 тыс. населения, 2018 — 4447 случаев, 165,0 на 100 тыс. населения) эпидемиологическая обстановка сохраняется напряженной. Ежегодное выявление без малого 5 тысяч новых случаев ВИЧ-инфекции в течение 10 лет способствует накоплению в популяции людей, с положительным ВИЧ-статусом, сообщила заместитель главного врача по лечебной части областного центра по профилактике и борьбе со СПИД, главный областной инфекционист Ольга Бородкина.
Всего в Кемеровской области зарегистрировано более 45 тыс. человек больных ВИЧ (с 1991 года). Но не все из них реально живут в Кузбассе: более 4 тысяч находятся в местах лишения свободы не только в нашей области и более 6 тысяч — в других регионах. Распространенность на 100 тысяч населения составляет 1604,9. Про словам специалистов, цифры статистики свидетельствуют не только о распространённости, но и о хорошо организованной работе по диагностике ВИЧ. Так, в Кузбассе создана сеть лабораторий, где проводятся исследования на ВИЧ, курсирует передвижной пункт, где можно пройти экспресс-тестирование. Естественно, это способствует высокой выявляемости. Как это ни парадоксально, но на росте смертности сказывается и увеличение продолжительности жизни людей с ВИЧ (каждый четвертый имеет стаж инфицирования более 7 лет, возраст старше 40 лет). Федеральная статистика учитывает случаи смерти от причин, связанных с ВИЧ. ВИЧ-инфекция вызывает ускоренное старение и как следствие усиливает риски летальных исходов от сосудистых катастроф (инфаркты, инсульты), злокачественных новообразований.
«Старение» популяции людей, живущих с ВИЧ, и предупреждение СПИДа на фоне антиретровирусной терапии позволяет им «доживать» до таких причин смертности как онкология и сердечно-сосудистые катастрофы. Так, при росте показателя смертности от причин, связанных с ВИЧ (2017 — 1553 случаев, 57,0 на 100 тыс. нас., 2018 — 1705 случаев, 63,2 на 100 тыс. нас) доля летальных исходов непосредственно от СПИДа остается на прежнем уровне (2017 г. — 688 человек (32,2%), 2018 г. — 760 человек (33,7%). Еще одним фактором, влияющим на показатели смертности, является приверженность к лечению. Пропуск антиретровирусной терапии, игнорирование рекомендаций врачей, сочетание ВИЧ-инфекции с лекарственно-устойчивым туберкулезом, алкогольными, токсическими, вирусными поражениями печени и почек приводят к ослаблению организма развитию лекарственной устойчивости не только вируса иммунодефицита человека, но и других возбудителей инфекционных заболеваний. Государственная стратегия противодействия ВИЧ-инфекции Российской Федерации до 2020 года и дальнейшую перспективу определяет два основных мероприятия по снижению смертности: максимально широкий охват тестированием на ВИЧ и увеличение доли людей, живущих с ВИЧ, получающих антиретровирусную терапию.
Более, чем каждый пятый житель Кемеровской области прошел тестирование на ВИЧ в 2018 году (24,% от совокупного населения области, индикатор по Стратегии — 24%). Охват лиц на антиретровирусной терапии вырос с 36,6% до 60% (индикатор по Стратегии — 60%). Здравоохранение Кемеровской области понимает важность задачи по снижению смертности от причин, связанных с ВИЧ. В 2019 году запланировано охватить лечением не менее 75% от зарегистрированных больных ВИЧ-инфекцией и тестированием на ВИЧ не менее 30% от совокупного населения.