Министерство
здравоохранения Кузбасса

Приемная
+7 (3842) 36-42-84
Горячая линия
+7 (3842) 58-43-56
Отдел по работе с обращениями граждан
+7 (3842) 58-78-59

Что нужно знать об аутизме

Рубрика «Здоровая пятница»

2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Аутизм — это нарушение функционирования организма и развития, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека.

По данным ВОЗ, сегодня примерно каждый 59 новорожденный имеет признаки расстройства аутистического спектра (РАС), причем количество таких детей продолжает расти. Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье — вне зависимости от расы, национальности и социального положения родителей.

Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор. Что это за загадочная болезнь, каковы причины развития и можно ли распознать ее на ранней стадии? Об этом и не только рассказывает главный врач Новокузнецкого детского клинического психоневрологического санатория Татьяна Панченко.

«От аутизма нет таблеток. Помочь человеку с РАС может лишь ранняя диагностика, реабилитация и педагогическое сопровождение. Люди с аутизмом часто оказываются талантливыми в отдельных областях: в истории, литературе, математике, географии и музыке. Они с легкостью запоминают большие тексты. Но самые простые действия им даются с трудом: разговор на повседневные темы, поход в магазин, переход улицы.

Как распознать первые признаки аутизма? В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.

Чем становится старше ребенок, тем ярче проявляются симптомы болезни. При разговоре со взрослым малыш отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд). Его не интересует общение со сверстниками, он предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки. Не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает. Все больше молчит, часто устраивает истерики. Проявляет чувствительность к громким звукам. Не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едут автомобили.

К пяти годам у детей с аутизмом наблюдается задержка речевого развития. Ребенок концентрируют внимание на одном действии. Он может часами строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно. Малыш чувствует дискомфорт, если обстановка изменилась, капризничает и нервничает рядом с незнакомыми людьми.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются: проведение тестов со специальными опросниками; УЗИ головного мозга — позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания; ЭЭГ (электроэнцефалограмма) — проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками; осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха — это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.

Родителям, детям которых поставили диагноз аутизм, стоит помнить — эта болезнь не лечится, но ее можно корректировать. И благодаря терпению, заботе и вниманию с вашей стороны к ребенку, вы сможете добиться высокого результата. Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным — от глубокой умственной отсталости, до феноменальной одаренности в науке, искусстве и спорте. От полного отсутствия речи до гиперобщительности.

Обратите внимание на то, что больше нравиться делать вашему малышу. Развивайте в нем творческие стороны. Возможно он прекрасно рисует, а может лепит, возможно у него есть склонность к точным наукам.

История полна примеров, когда ученые, музыканты, актеры, страдающие аутизмом, добивались больших результатов в работе и мирового признания в обществе. Среди них Альберт Эйнштейн, Амадей Моцарт, Исаак Ньютон, Авраам Линкольн и другие.

Помните, при правильной реабилитации дети, страдающие РАС, способны вести самостоятельную жизнь, иметь семью и друзей. Главной задачей родителей и педагогов является развитие самостоятельности у детей с аутизмом, и их последующая интеграция в жизнь общества.

И несколько советов, для тех, кто вдруг стал свидетелем нестандартного поведения ребенка. Если вы видите сильную истерику у чужого ребёнка, не спишите с выводами о плохом воспитании, она может быть следствием специфических трудностей при аутизме.

Как можно помочь:

Демонстрировать спокойное поведение. Дать понять родителям, что вы все понимаете. Предложить помощь. Убрать хрупкие и опасные предметы поблизости. По возможности успокоить других прохожих и оградить ребёнка от излишнего внимания.

Чего не нужно делать:

Критиковать родителей и ребёнка; давать ребёнку сладости и игрушки; говорить ребёнку, что заберёте его; что-то говорить или оказывать внимание ребёнку, это может усилить сенсорную перегрузку и истерику; громко возмущаться ситуацией, привлекая внимание других; вызывать скорую, полицию и прочие службы; давать советы и задавать лишние вопросы родителям».

Поделиться